Каталог статей
Главная » Статьи » КАЛЕНДАР » Март |
Михаил Врубел (17 март 1856 г. - 14 април 1910 г.)
«Богоматерь с младенцем». 1884—1885 Иконопись К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев - по приглашению искусствоведа А. Прахова - для реставрационных работ в Кирилловской церкви и оформления Владимирского собора стал судьбоносным. Труды в киевских храмах помогли творческой самоидентификации художника. Помимо реставрации, он выполнил для Кирилловской церкви несколько композиций взамен утраченных, написал икону "Богоматерь с Младенцем" и предложил комиссии эскизы росписей Владимирского собора, ею отвергнутые. Мотивировкой этого отказа явилось несоответствие византийской традиции, на которую должны были ориентироваться оформители. Врубель соглашался следовать этой традиции, но смело модернизировал ее, наполняя трагическим психологизмом, свойственным концу XIX века. Разумеется, с религиозной живописью В. Васнецова и М. Нестерова, в конце концов, выполнившими заказ, такой подход ужиться не мог. А. Прахов говорил, что работы Врубеля настолько оригинальны, что под них следует построить отдельный храм в совершенно новом стиле. Век Русского музея. Михаил Врубель «Врубель и Лермонтов» — о творческой взаимосвязи и судьбах. Рисунки Врубеля к поэме «Демон» М. Лермонтова Врубель, Михаил Александрович «Гадалка». 1895 Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время обитал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создается как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица "гадалки" и изысканной "орнаментистикой" ("Орнаментистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша"). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какая-то странная интимность. «Демон летящий». 1899 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. Картина писалась в пору творческого подъема и спокойной уверенности в своих силах. Все это должно было отразиться в ней, а сама она была призвана стать гимном свободе и красоте. Сказались в этой попытке и новые идеи и веяния, начавшие тогда проникать в Россию. Новейшим кумирам готовилось торжественное поклонение. Только что появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше (в которых еще никто не услышал отзвук гениальных антиномий Достоевского), Врубель с увлечением читал их. Становилась модной и драматургия Ибсена, как бы адаптирующего эти идеи для интеллигентской публики. Врубель страстно взялся за работу, но, в конце концов, оставил ее. Причины последнего не до конца ясны. Возможно, это произошло из-за того, что на картине "нечувствительно" материализовывался не совсем тот образ, который придумал художник. При всем стремлении к свободе этот образ художника связан с настроениями "гибельности" и обреченности. «Демон поверженный». 1902 "Запойная" работа (по 17 часов в сутки) Врубеля над этим полотном совпала со все более отчетливо проявлявшимися симптомами грозной болезни. Современница художника вспоминала позже: "Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке (чувственность, страсть к красоте), что люди считают долгом отвергать из-за христианских идей". Как видим, в основе работы вновь лежало типично ницшеанское отношение к жизни. Врубеля томило творческое беспокойство: картина уже висела на выставке "Мира искусства", но художник, каждое утро приходивший в зал с кистями, все менял и менял лицо Демона. Оно "становилось все страшнее и страшнее, - свидетельствовал А. Бенуа, - мучительнее и мучительнее, его (Демона) поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое..." Врубель называл свое творение не иначе как "гЪопе", настаивая тем самым на его сакральном характере. «Демон сидящий». 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был задуман Врубелем еще во время его работы в Киеве. Удивительно - занятия иконописью словно подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Но подобные парадоксы были в духе времени. Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Свое отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: "Демон, - настаивал он, - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый". В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее "символом нашего времени". Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: "Он был похож на вечер ясный - Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет". Египтянка «К ночи» 1887 Князь Гвидон и Царевна-Лебедь «Кровать». 1905 Левая рука художника «Мир Врубеля» — крупный русскоязычный сайт о Михаиле Врубеле Михаил Врубел Михаил Александрович Врубел (на руски: Михаил Александрович Врубель) е руски художник-символист. Твори практически във всички жанрове на изобразителното изкуство: живопис, графика, скулптура, театрално изкуство. Автор е на живописни платна, декоративни пана, фрески и илюстрации към книги. Любимите му теми са смъртта и любовта и в много отношения той е новатор на своето време. «Пан». 1899 «Портрет В. Я. Брюсова». 1906 «Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир». 1898 Полное название этой работы, созданной Врубелем в 1898 году, в один из самых счастливых периодов его жизни: "Портрет артистки Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете "Empire", исполненном по замыслу художника". «Портрет К. Д. Арцыбушева». 1897 О портрете Константина Дмитриевича Арцыбушева, написанном Михаилом Александровичем Врубелем, можно сказать, что это портрет русского интеллигента времени становления в России капитализма. «Портрет сына». 1902 «Принцесса Греза». 1896 Декоративное панно представляет собой картину, предназначенную для постоянного или временного украшения участка стены или потолка, то есть оно определенным образом выстраивает жизненное пространство, влияет на него, заставляет обитателей этого пространства жить по своим законам. Если не забывать о том, что главной целью символизма было построение жизни по законам искусства, по законам абсолютной красоты, то можно понять, почему так влекла Врубеля работа над декоративными панно, почему он с готовностью принимал заказы на их создание. Панно "Венеция", 1893 (на след. стр.) заказала художнику молодая чета Дункеров (Елизавета Дмитриевна приходилась племянницей Фету) для своего нового московского дома. Врубель написал его по впечатлениям поездки с семейством Мамонтовых в Италию в 1891-92 гг., но исповедуемая им декоративность оказалась в этой работе столь агрессивна, что панно заказчики отвергли. В сущности, обыкновенная для Врубеля история. Нечто подобное произошло и с панно "Принцесса Греза", выполненным для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. «Сирень». 1900, 1901 Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта картина тоже связана с хутором Н. Ге в Черниговской губернии, где в мае 1900 года Врубель увидел заросли цветущей сирени. Увидел и поразился им. Сирень стала темой самого сложного произведения художника, в котором он попытался выразить свое философское кредо и само стремление к преодолению пропасти между формой-видимостью и сутью-смыслом. Это стремление, а вовсе не достижение (обретение смысла), было всегда дорого художнику. Всякое обретение он считал равным смерти, так как оно делает невозможным дальнейшее движение и развитие. Рассыпая по полотну цветки сирени, как бы "взбивая" облако парящего цвета, Врубель виртуозно разыгрывает тему с вариациями, и название этой темы - "превращение Хаоса в Космос". По большому счету, "Сирень" явила собой оформление живописного языка символизма. Примирила она, кстати, Врубеля с А. Бенуа, который, по собственному признанию, почувствовал, стоя перед картиной, запах весенних цветов. Один из современников художника позже (когда Врубель ослеп) написал: "Природа ослепила его за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны". «Тамара в гробу». 1890—1891 «Царевна-Лебедь». 1900 «Шестикрылый Серафим». 1904 Шестикрылый Серафим . Михаил Врубел | |
Просмотров: 908 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||